У каждого человека своя дорога к Богу. И совсем особенная у каждого дорога к храму Его. Хоть, на первый взгляд, это и странно.
Михаил Прохоров, во время своей президентской кампании утверждал, что по исследованиям его команды, людей, которые ходят в храм хотя бы дважды в месяц, всего 1%. (Прохоров: «В первую очередь он должен быть честным человеком. И если он что-то говорит – он должен обязательно это сделать. У тех же американцев есть определенный тест – верит человек или не верит. А верующий человек, по американской статистике, должен ходить в церковь хотя бы 2 раза в месяц
.
Я специально проводил этот тест на довольно большой группе – верующих оказалось меньше 1%.») Я позволю себе усомниться в этой цифре, без обид, Михаил Дмитриевич! Впрочем, в больших городах и/или в той среде, где проводился этот тест, возможно, и такая картина, но не по всей стране. А что, если провести исследование, сколько храмов построено в деревнях или поселках?! Чтобы потом посчитать процент людей, который в них ходит. Михаил Дмитриевич, говорил также в числе прочего – очень мудрого и правильного – что у нас огромная страна, и нам нужно её обживать. Да, да и да!. Только что происходит сейчас в деревнях и сёлах? Не тайна: школы и детские сады, библиотеки и медпункты закрывают, нечего и говорить о колхозах, упразднённых давным-давно.
Люди, потерявшие работу, уезжают в города. Те, кому не страшно. Остальные остаются в деревне. Небольшой процент оставшихся, живёт на пенсию, кормится с огорода и заводит домашних животных, то есть, как-то держится. Остальные – потихоньку (или по-быстрому) спиваются. Более детально из собственного опыта. Я родилась в деревне и жила там до пятнадцати лет. Там же по сей день и с Божьей помощью живёт моя мама. Она человек верующий (несмотря на атеистическое воспитание), но в поездка в ближайший храм — это маленький подвиг! Нет в деревне храма. Хотя и был, но в начале прошлого века сгинул!. Осталась только историческая справка:
Погост Бенцы, от Пскова 375 верст. Входил в состав Торопецкого уезда Псковской губернии. Церковь Воздвиженская (Крестовоздвиженская), построена в 1777 году, каменная, четырехпрестольная. Она могла быть такой:
или такой:
Прихожан в 1876 году — 256 дворов (837 мужчин, 873 женщины), в 1879 году — 787 мужчин и 849 женщин. !!!!!!!!!!! В 1876 году по штату положены настоятель и псаломщик. В 1879 году настоятелем был священник А. Пановский. В разные годы в храме служили:
Свящ. Савва Ветошкин
Свящ. Нил Матфиевич Ратьковский — 1889 — 1913
Свящ. Алексий Иоаннович Пановский — 1895
Дьякон Иоанн Тимофеевич Меньшихов (внешт.) — 1869
В 1913 году служили: Священник Ратьковский Нил Матфиевич, псаломщик Заклинский Михаил Григорьевич, церковный староста Богданов Петр Кондратьевич. (сведения и некоторые фото сайта: http://hram-tver.ru/zapdvinarn/benzizapdvina.html )
Теперь же до ближайшей церкви нужно добираться семнадцать километров, а дома – животные. Недавно (слава Богу!) появился автобус, на котором в воскресенье можно поехать на Литургию. Но дома – напомню — животные. В деревне почти у всех хозяйство, которое можно оставить, но ненадолго. И это я написала про людей, утвердившихся, так сказать, в своей вере.
Есть ещё люди, которых как раз, полагаю, и опрашивала команда уважаемого Михаила Прохорова – они считают себя православными, но необходимости посещать храм, тем более, предпринимать столько шагов для этого (см.выше) не видят. Они говорят: «Мне не нужен ни священник, ни церковь, я дома молюсь, мне хватает». Приблизительно то же самое он говорит и про соблюдение постов («не вижу необходимости – несоблюдение поста моей вере в Бога не мешает никак) и про курение и про мат и про мелкое воровство. Когда-то и я так считала и многие мои православные друзья. И, если не будет у них на пути храма, так и останутся эти православные не православными. Ибо, с моей точки зрения, это лишь недостаток знаний, если не сказать, безграмотность.. дремучесть даже. У Олеси Николаевой в книге «Небесный огонь и другие рассказы»
есть весьма красноречивый пример: «Как-то раз мы пошли с моим мужем в гости, и там слово за слово очень интеллигентная дама, искусствовед, вдруг сказала:
— Нет, в Православную Церковь я теперь ни ногой! Как-то раз мы проходили с подругой мимо храма. Дай, думаем, зайдем. Только вошли, и тут же прямо к нам как направится священник, идет, да еще на нас дымящимся кадилом машет: мол, пошли отсюда, пошли! Вот я вас! Дым коромыслом! Ну мы отпрянули и — оттуда бегом. А за что он нас гнал?
— Так он кадил образу Божьему, который в вас, — пояснил мой муж.
— Вовсе не образу Божьему! Он замахивался! Ударить хотел! Выгонял! …» Добавить нечего.
Есть ещё одна категория людей, которые не определились – верят они в Бога или нет. Несмотря на то, что пару десятилетий назад (когда многие крестились, хорошенько не понимая, зачем) после таинства Крещения такой православный часто восклицал, вспоминая слова священника о Причащении Святых Христовых Тайн: «Он ещё кагору мне должен!!», полагая, что на этом всё дело закончилось. Откуда бы ему узнать, что бывают и другие священники, которые расскажут, что выпить кагору – не значит причаститься Святых Христовых Тайн! Это тоже, конечно, к вопросу о процентах..
Ну и наконец, ещё одна категория верующих – те верят в то, что Бога нет. Я почти не вступаю в теологические споры, но точно знаю, что окажись рядом с таким человеком храм в непростой ситуации (а у него только что произошёл разрыв с любимой женщиной, уволили с работы, умер близкий человек или, наоборот, любимый предложил пожениться, повысили на службе, родился долгожданный ребёнок), он, скорее всего, не пройдёт мимо.
Итак, много ли вы назовёте деревень, сёл и даже посёлков, где есть пусть маленький, но храм?
Вот и я – тоже. Вернёмся к высказыванию уважаемого Михаила Дмитриевича Прохорова: «У нас огромная страна, и нам нужно её обживать!» Нужно! Однако, кто же это будет делать? Москвичи или петербуржцы поедут в деревни? Или, может, новосибирцы? В самих же деревнях нет социально активных людей – все, которые были, уехали в города. И, кто знает, будь у них там в деревне церковь, а, стало быть, возможность, исповедаться, помолиться, да просто поговорить, в конце концов, со священником, как правило, человеком очень образованным, уезжали бы они так массово?! Или, может, уезжали бы просто для получения образования, а потом возвращались – «обживать»? Приехали бы такие активные «свежевыпустившиеся» учитель, агроном, врач, воспитатель, библиотекарь к мэру районного города и потребовали открыть, закрытые было школы, детские сады и медицинские пункты! А то бывший президент России, ныне глава Правительства, обещал подъёмные полмиллиона рублей учителям и квартиры, если они сельских детей поедут учить, а главы районов или областей что? Школы позакрывали и не потому, что детей в этих школах не было (оставшимся зато выделили автобус – ездить в школу пришлось за семнадцать километров, даже и малышам зимой в двадцатиградусный мороз в 7:30 утра — отъезд от остановки!), а почему, интересно? Или это такой высокоумный ход был, о котором народ давно знает: одной рукой повелеваем дать, а другой тут же отнимаем! Недавно узнала, что и провинциальные роддома тоже закрывают! А, действительно, зачем они нужны – пусть не рожают или рожают дома!
Ещё один бич российских деревень – скука, а как следствие, пьянство. Скуку можно одолеть только трудом и напряжённой работой мысли. Библиотеки закрыты, книги нынче дороги. Труд кое-какой остался, и вот деревенский вечер: все накормлены, семья или одинокий человек где? У телевизора. С бутылкой пива в лучшем случае, со стаканом водки – в худшем.
Атеист Борис Акунин написал в предисловии к своей книге «Аристономия»: «Худший вариант расточительства – провести жизнь на манер животного, даже не предприняв попытки в ней разобраться». Речь здесь, безусловно, идёт о людях образованных, а в деревне таких немного. Не обижая никого — в деревнях живут простые люди, с простыми же желаниями и событиями, но спокойно и.. понятно. В большинстве своём они воспитаны в атеистических семьях, то есть, семьях, не знающих Бога. Родились в советское время, начиная с пятидесятых годов. Учились, женились, рожали детей, копили на телевизор, стенку, машину, потом дети разъехались, но всё равно всё было просто и понятно, хоть и трудно. И когда такой человек теряет работу ,читай стабильность (помним: школы, библиотеки, медпункты и т.д. закрыли), он оказывается никому не нужен во второй половине своей жизни. Такими он себя ощущает. И по всегдашней русской традиции (точнее, советской) лучшие представители деревенской интеллигенции (полагаю, так допустимо выразиться), не говоря уже о трактористах и доярках, оказываются на кухнях таких же горемык с одинаковыми жалобами на жизнь. Счастье, когда есть машина и предложение работать в соседней деревне, где пока ещё не закрыта школа. А когда машины нет, куда ещё пойти, кроме кухни подруги? «Да множество способов есть!», — воскликните вы и будете абсолютно правы, разумеется. Я, например, всю жизнь рассчитываю только на себя – так уж случилось, но мне Господь сил для этого дал – много! И я, чувствуя в себе эти силы, могу воскликнуть, что человек должен и может изменить жизнь, если она его не устраивает. Но вот недавно прочла книгу Михаила Ходорковского и Наталии Геворкян «Тюрьма и Воля». Я давно слежу за судьбой и молюсь за этого гениального человека. Титана! Только… «заблудившегося». Там много всего важного — в этой книге. Но прямое отношение к написанному, имеет следующая мысль: «Постепенно возникло осознание, что не все могут помочь себе сами.» У меня тоже – постепенно – а понятно «словами» стало ровно в момент прочтения этой фразы! Действительно, не все. И рюмка водки под задушевный разговор с такой же «потерявшейся» подругой – точно не помощник, но кажется, что помощник! Между прочим, многие в момент застолья говорят о церкви и планируют в ближайшее воскресенье поехать. Но к воскресенью желание проходит. И они порой в этом не виноваты. В местном магазине, что характерно, долго висело объявление: «Ваши пожертвования помогут в строительстве храма». Никто не жертвует, понятное дело. А почему? Не верят люди, что их отданный рубль действительно пойдёт на строительство церкви, потому что понимают приблизительную стоимость такого строительства и всю мизерность своего пожертвования. Не верят так же и «сборщикам», потому что случаев, когда сбегали такие сборщики предостаточно. Вот и получается замкнутый круг. Долгое время я мечтала создать благотворительный фонд (или присоединиться к любому уже существующему), который будет заниматься поиском средств для строительства сельских храмов. Сначала я мечтала бы построить хоть часовню в родной деревне, но потом узнала, что лучше всё же строить храм: «..Андрей Анисимов: «Часто заказывают спроектировать и построить часовню. Но общая позиция архиереев, когда к ним обращаются за благословением на возведение часовни: “Хоть маленький, но храм”. Пусть там и развернуться негде, и служить особо некому, но пусть будет храм..» Проблема ещё в том, что живу я в Санкт-Петербурге (и планирую здесь жить ещё, как минимум три года), а церковь хочу построить в Тверской области, в деревне Бенцы. Однако в Ленинградской области тоже достаточно деревень без церквей — главное начать! Правда, здесь — местах тоже ставших мне родными — больше требуется восстановление прекраснейших храмов, нежели строительство новых. Но и это не менее, а может, и более, важно! Итак, люди: ищу единомышленников, ибо:
«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 19–20)
Потому что:
«…Умирает деревня…
Умирает деревня в преддверье зимы
Все пустеет вокруг, уезжаем и мы…
Силуэты домов тают в облаке тьмы,
И , скривясь, глухо плачут деревья…
Умирает деревня…» (автор стихов Марина Петрова-Ришняк)
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Благослови, Господи, и помоги мне, грешной, совершить начинаемое мною дело, во славу Твою.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешной, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.
Что же, пока писала, откуда ни возьмись (!) пришла в голову мысль о том, что начинать всегда рекомендуется с себя. И до того, как в моей жизни появятся единомышленники для создания фонда «помощи деревням». Мысль была о том, что в не менее дорогом для меня месте (как раз в тех самых семнадцати километрах от деревни Бенцы в поселке Старая Торопа) построен удивительно красивый храм. Вдруг кто-то из Вас, дорогие, уже сейчас готов помочь в его благоустройстве. Храм этот в честь преподобного Исаакия Торопецкого, затворника Печерского :
Сайт храма :http://isaakiy.prihod.ru/
Банковские реквизиты храма:
Тверской РФ ОАО «Россельхозбанк» г. Тверь
ИНН: 7725114488
КПП: 692232001
ОГРН: 1027700342890
БИК: 042809795
Кор.счет: 30101810600000000795
Номер счета получателя: 40703810519070000017
Получатель: Местная религиозная организация православный Приход церкви преподобного Исаакия Торопецкого, Затворника Печерского п. Старая Торопа Западнодвинского района Ржевской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Отец Тарасий — его настоятель — безотказный (не знаю, как и когда он всё успевает — многодетный отец, не иначе, как с Божией помощью), светлый, замечательный, чуткий очень деликатный человек, будет рад любой помощи. А если Вы готовы помочь, но не знаете чем, просто позвоните и спросите. Его телефоны: 89520607268, 89066517379. Один путешественник написал краткий рассказ об отце Тарасии.
НО для кого-то Тверская область — как другая планета — пожалуйста — есть гораздо ближе: замерзающий во всех смыслах Введенский женский монастырь 16 века в г.Тихвине Ленинградской области, который ОСТРО нуждается в любой посильной помощи для оплаты отопления! В настоящее время в монастыре живёт настоятельница, одна монахиня и две маленькие девочки — воспитанницы.
Сайт монастыря: http://tvzm.ru/donation/
Реквизиты: Православная религиозная организация Введенский женский монастырь г. Тихвина Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
Теперь у меня появился ещё один родной храм. После приобретения квартиры, трудно было такой найти. Ведь церковь — это люди. И конечно, священники, которые становятся родными. Не сразу, но и в этом Господь не оставил, конечно. Чудесным Его Промыслом мы теперь — прихожане храма в честь иконы Божией Матери Всецарица. Приезжайте, познакомившись с его настоятелем, станете возвращаться туда снова и снова. И этот храм тоже нуждается в помощи.
ВАЖНОЕ:
Прежде всего, обращаюсь к тем, кто думает: «Мои ( … 5000, 1000, 500, 200, 100 …) рубли никакой роли не сыграют» — СЫГРАЮТ. И в бОльшей степени — для вас. Даже, если Вы положите 50 рублей на телефон отцу настоятелю — уже будет помощь. Теперь к другим не очень решительным: не все могут помочь деньгами, но кто-то — строительными материалами, кто-то в свой выходной день сможет оказать помощь в уборке территории, у кого-то папа — гениальный плотник, но сейчас без работы, дело найдётся всем……. И уж к совсем ничем не могущим помочь — РЕПОСТ — волшебное нынешнее словечко: разместите где-либо эту информацию — уже помощь!
Спаси Бог всех благотворителей!
когда-нибудь увижу нечто подобное и на своем блоге
Уведомление: Чужая земля | bency.ru