Сегодня решила написать о праздниках, которые принято отмечать (да-да!), не зная и, чаще всего не пытаясь хотя бы поинтересоваться, почему он так называется. Снова оказавшись на своей малой родине, я вспомнила об этой странной особенности, вероятно, не только жителей деревни Бенцы.
Однажды, когда я ещё была школьницей, услышала: «Поедем в Макеево на Казанскую..». Я спросила, что это значит, мне туманно ответили, что это такой праздник. На вопрос, почему его празднуют именно там (а больше нигде), вразумительного ответа я не получила. Впоследствии узнала и другие праздники «без истории возникновения», а именно: Успение, которое празднуют (или праздновали наши родители или их родители) в Юхнове, Петров день — в Хваткове, Покров — в Пятиусове, наряду с этими, например, и Ильинскую пятницу — в Пещевице.. Почти все жители знали эти праздники, некоторые знали народные приметы, с ними связанные, но (тогда) никто не мог ответить, что же означают они и откуда взялись. С тех пор прошли годы. Имея возможность пользоваться Интернетом, можно узнать обо всём на свете, и я наивно полагала, что, если мне теперь известно об этих праздниках, то и люди, ИХ ПРАЗДНУЮЩИЕ, тоже знают. И лишь в этом году обнаружив всё тот же.. пробел, осознала, что большинству по-прежнему невдомёк, что подобные праздники отмечают не в клубах или ресторанах, но — в храмах.
Предлагаю и вам, мои дорогие читатели, немного лучше узнать, как о жизни известнейших святых, так и о православных праздниках.
Сегодня — второго августа — речь пойдет о Пророке Илие. Почему в этот день почти всегда бывает дождь? Почему во время грозы некоторые люди говорят: «Это Илья на своей огненной колеснице по небу ездит»?
Итак, попробую «от чистого сердца простыми словами»..
Как и все святые, Илия уже до рождения был отмечен Богом. Во время родов (за 900 лет до Рождества Иисуса Христа) отцу его Саваху было видение: сына некие благообразные мужчины пеленали в полотна из огня, кормили языками пламени и ласково разговаривали с ним. Конечно, испуганный отец пошёл за советом к священнику, который успокоил его, сказав, что сын его избран Богом для особого служения. Мальчик рос в религиозной семье, происходил из священнического рода, что не могло не сказаться на его воспитании. Впрочем, он и сам стремился к уединению, чистоте телесной и душевной, молитве и размышлениям о Боге. Всем сердцем стремился юноша к непорочности, ощущая всё возрастающую любовь к своему Создателю. И Бог, отвечая взаимностью всем любящим Его, особенно отмечал и Илию. Выражалась эта ответная любовь в том, что Господь выполнял любые просьбы молодого человека.
А нужно сказать, что время то очень напоминало наши дни. Если открыть последние страницы любого недорогого журнала или газеты, обязательно найдём там массу рекламных модулей о гадалках, экстрасенсах, чудотворцах, ведуньях, бабках и так далее. То же и на ТВ и в Интернете. О чём это говорит? Прежде всего о том, что у них есть большие деньги (ибо реклама в СМИ — очень дорогое удовольствие). А деньги им приносят люди. Так же и тогда. Жена царя Ахава Иезавель, после замужества принесла с собой в новое отечество идола Сидонского, бога Ваала. Вот ему-то и поклонялись израильтяне в большинстве своём. Как и в наши дни люди всякого достатка стремятся поделиться своими деньгами с разного рода магами, так и царь Ахав, вместе с подданными регулярно приносил жертвы этому идолу. И вот однажды к царю пришел пророк Божий Илия, и стал обличать его, утверждая, что правитель, предал истинного Бога, поклоняясь бесам, и, вместе с собой, весь народ свой влечет к погибели. Видя же, что царь не слушает его увещеваний, святой пророк сказал:
– Жив Господь Бог всемогущий, Бог Израилев, пред Которым я стою – если в эти годы будет на землю роса или дождь, то не иначе, как только по моему слову!
Сказав это, Илия ушел от Ахава.
А по слову его ни одна капля дождя или росы не выпала на землю. Вследствие засухи, был полный неурожай, и, конечно, наступил голод. Зачем он это сделал? Неужели не жаль ему было людей? Илия, видимо, рассчитывал, если не на сочувствие царя к своим голодающим подданным, то на разум его. Он надеялся, наверное, что Ахав покается и обратится к Богу. Напрасно! Правитель и сам не каялся и тех немногих, кто стремился к праведной жизни подвергал жестоким наказаниям и даже убивал. Вот тогда-то впервые и показал свой грозный характер Илия — он продолжил наказание засухой на второй и на третий годы. В это время исполнилось слово первого Боговидца, святого пророка Моисея, сказанное Израилю:
– Будет небо над тобою медью, а земля под тобою железом.. (Втор.28:23)
Не подумайте, дорогие, что сам Илия жил роскошно. Нет, он также голодал, пока Господь не отправил его в уединённое от людей место:
– Иди на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана. Из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там (3Цар.17:3-4).
Кто не знает, вороны отнимают еду у других, а не кормят кого-либо, даже своих детей они с легкостью оставляют, а Илию кормили. Так продолжалось до тех пор, пока не иссяк и Хораф. Господь был более милосерден к людям, чем Илия, и, желая смягчить и слугу Своего, послал его к одной бедной вдове — не израильтянке, желая показать, что погибают от голода не только богатые и нечестивые, но и те, кто и лучшие времена не всегда был сыт. Когда Илия попросил у женщины поесть, она ответила:
— Жив Господь Бог твой! у меня ничего нет печёного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрём.
Илья попросил из этого последнего приготовить еду для него, а себе и сыну потом и добавил:
— ..ибо так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится, и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю.
Женщина послушалась незнакомого человека, накормила его, а мука и масло, действительно, не заканчивались, пока не пошёл дождь. Некоторое время спустя сын этой женщины заболел и умер. Илия стал молиться Господу за него:
— Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее? — и трижды сказал, — Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него!
Услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока, и он воскрес. (Нужно заметить, что мальчика звали Иона.И это именно он, когда вырос, сподобился пророческого дара, был послан в Ниневию проповедовать покаяние; был поглощён в море китом и через три дня выброшен им на берег, что было прообразом Христова Воскресения.)
По прошествии третьего года засухи, велел Господь Илие:
— Пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю.
На этот раз Илия повиновался. Когда он встретился с царём, сказал привести на гору Кармил «четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели.» Царь, наученный горьким опытом, повиновался. И вот, при огромном скоплении народа, Илия обратился к присутствующим с предложением: служители Ваала попросят своего бога посредством огня, принять жертву. А он — Илия — Своего Бога. На чей жертвенник снизойдет огонь, бог того и есть истинный Бог, и все должны поклониться Ему, а не признающие Его пусть будут преданы смерти. Целый день чуть менее тысячи пророков умоляли своего бога Ваала дать им огонь. Конечно же, безрезультатно. У Илии, ко всему, было неплохое чувство юмора, что следует из этих строк:
«В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется!»
Но ни скачки, ни завывания, ни пения не помогли и к вечеру. Тогда Илия подозвал к себе людей и попросил свой жертвенник основательно полить водой, вокруг него выкопать глубокий ров, который тоже наполнить водой. Затем обратился к Богу:
«Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне! Да познают в сей день [люди сии], что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал всё по слову Твоему.
Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе].
И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!»
Затем Илия велел людям отвести всех лжепророков к Киссон, который впадал в Великое (сейчас Средиземное) море, где лично всех заколол мечом, а тела их бросил в воду. (По закону Моисееву должно было подвергать смертной казни явных идолопоклонников, особенно тех, которые увлекали других к идолопоклонству (Втор.13 гл.))
Потом подошёл к царю и предложил пойти поесть, пока он будет молиться Богу о ниспослании дождя. Вскоре небо потемнело и Илия убедил царя отправиться поскорее в дорогу, чтобы не попасть под дождь. Царь отправился во дворец вслед за бегущим впереди него пророком, раскаиваясь в своей жизни. По приезде
Ахав, конечно, рассказал обо всём своей жене: о казни ее лжепророков, о том, почему пошёл дождь и быть может, даже о том, что раскаялся в своих грехах. Иезавель страшно разгневалась и велела передать святому, что жить ему осталось до вечера. Илия отправился в пустыню, где, расстроенный своим одиночеством и огромным количеством греха на земле, стал просить Бога о смерти. Но Господь сначала послал ему еды, а затем велел отправляться в пещеру на горе Божией Хорива, где явился святому Сам. Через сорок дней пути, снова взмолился Илия:
— Возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее.
Но Господь успокоил своего пророка, сказав, что помимо Илии, есть ещё семь тысяч мужчин, не склонивших свои головы перед другими богами. И велел ему помазать на царство двух новых царей, а вместо себя — другого пророка — Елисея. И снова подчинился Богу святой Илия, выполнив требуемое. Много ещё разных чудес именем Бога творил святой пророк, а по выполнении всего заповеданного ему, был вознесён на колеснице, запряженной огненными лошадьми на небо живым! И по сей день Святой пророк Божий Илия жив во плоти, хранимый Богом в селениях райских. Его видели три святых апостола во время Преображения Господня на Фаворе (Лк.9:30), и снова увидят его обычные смертные люди перед Вторым Пришествием Господа на землю. Избежавший смерти от меча Иезавели, он пострадает тогда от меча антихристова (Откр.11:3-12), и уже не только как пророк, но и как мученик удостоится в лике святых большей, чем теперь, чести и славы от Бога, в трех Лицах Единого, Отца и Сына и Святого Духа, Которому честь и слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Сведения о жизни св. пророка Илии изложены в третьей (главы 17, 18, 19, 21) и в четвертой (главы 1, 2, 3) книгах Царств.
P.S. Я попыталась изложить то, что изложено многажды людьми намного более достойными (не судите строго). Один из этих людей, любимый мною, очень эмоциональный священник, талантливый писатель и проповедник отец Андрей Ткачев намного интереснее пишет об Илие Пророке здесь: http://www.pravoslavie.ru/95745.html
Уведомление: Успение Пресвятой Богородицы | Бенцы