Спас.

Итак, дорогие, продолжаем знакомиться с праздниками,берущими начало в христианстве, соединенными затем в сознании советских людей с народными приметами, и у многих, к сожалению, так и оставшимися на этом этапе..
Своими словами я пытаюсь здесь рассказать вам, дорогие, о том, что пару веков назад знал любой неграмотный крестьянин, а нынче невдомёк и блестяще образованному аспиранту дорогого ВУЗа.
Сегодня расскажу о Спасе.

Иисус Христос есть Спас. Это главное, что все мы должны помнить всегда.

Поэтому говоря о «трёх летних спасах» в таком контексте я напишу один раз для того, чтобы Вы (и я!) больше так эти праздники не называли.
Каждому деревенскому (и многим городским) жителю известно это слово. Почти все знают словосочетание «Яблочный Спас», многие — «Медовый Спас», некоторые — «Ореховый Спас» и ещё кое-кому известны все три этих словосочетания. Но из всех этих людей лишь несколько (а, возможно, один!) процентов расскажут вам о значении этих праздников или их происхождении. Если говорить обо мне, то я принадлежала к большинству (то есть, слышала о Яблочном Спасе). Сейчас мне представляются эти словосочетания просто кощунственными.
Итак, постараюсь коротко не по значению, а по датам. (Более подробно при желании вы можете прочитать, проходя по ссылкам, которые находятся в цветных словах)

14 августа. Изнесение Честных Древ Честнаго и Животворящего Креста Господня.(Медовый). В этот день — по старому стилю первый день августа — Церковь вспоминает сразу несколько событий. Во-первых, выносится для поклонения святой Крест. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующих людей. Связано это событие с тем, что в древности в Византии именно в августе усиливались эпидемии, болезни и прочие бедствия. И вот, чтобы получить помощь в исцелении или оградить себя от болезней, в Церкви установился обычай выносить в этот день святой Крест на улицы Константинополя, где перед ним служили молебны. Крест Христов — великое оружие для христиан, ни с чем не сравнимая сила и помощь во всём. И люди по вере эту помощь получали. Во-вторых, в этот день начинается Успенский пост, который длится две недели – до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Также в этот день совершается Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164) установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157–1174) с волжскими булгарами в 1164 году. Кроме этого, Церковь вспоминает семерых молодых братьев Маккавеев, их мать Саломию и учителя Елеазара, принявших мученическую смерть, но не нарушивших Закон Божий. 

Остается в очередной раз удивляться прекрасному порядку, устроенному Творцом во вселенной. Как сказал священник Иоанн Павлов: «.. ибо святой князь Владимир, крестив русский народ, открыл для него духовный, небесный, истинный мёд, дал ему возможность вкусить сладость вечной жизни..»

19 августа. Преображение Господне.(Яблочный Спас). 
Известно, что Господь, во время земной жизни Своей, однажды взял с Собою троих учеников: Петра, Иакова и Иоанна, взошел с ними на гору Фавор и там, преобразившись, явил пред ними славу Свою. Во время молитвы лицо Его просияло, как солнце, одежда Его сделалась белою, как снег, Ему явились во славе Моисей и Илия, и, наконец, светлое облако покрыло Апостолов, и из облака послышался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих, Того послушайте». Так описывает евангелист этот день в Новом Завете. До этого события Иисус Христос, будучи для большинства (всё же!) просто Сыном плотника, подкреплял веру своих учеников разного рода чудесным делами, которые, впрочем, простым людям было невозможно совершить. Но этим троим своим ученикам он представил неоспоримые доказательства своего Божественного Происхождения. Я даже не пытаюсь предполагать, почему именно им? Почему запретил затем рассказывать об увиденном до Воскресения? Но точно знаю: помимо убежденности, что перед ними Господь, Апостолы испытали такое наслаждение, что более никуда не хотели идти. Пётр предложил построить там «три кущи»:
«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей Илия, с ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». (От Мф. 17, 1-5)…
Нужно уточнить, что дело было во время сбора урожая. И становится, хоть и с натяжкой, понятно, почему в народе закрепилось другое название этого невероятного, непостижимого события — Яблочный Спас. В этот день, впрочем, освящают все созревшие плоды в знак благодарности Богу за Его заботу и щедрость. Невозможно оторваться от чтения проповеди неизвестного священника в этот день.

29 августа. Перенесение из Едесса нерукотвореннаго образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Ореховый (Хлебный) Спас. 
Этот праздник ещё менее известный для широких масс, но так же непостижима, интересна и прекрасна его история!
В городе Едесе в Месопотамии жил один князь по имени Авгарь. Был он неизлечимо болен. Однажды дошел до этого вельможи слух, что в Иудее живёт необыкновенный человек по имени Иисус, Который одним словом исцеляет любые болезни. Авгарь немедленно отправил одного из своих слуг, по имени Анания, к этому великому Чудотворцу с письмом, в котором писал о том, что знает о гонениях, что верит в Его Божественное происхождение и приглашает Христа в Едессу, где Ему ничего не будет угрожать. Нужно отметить, что слуга этот был очень талантливый живописец, потому князь поручил ему написать портрет Чудотворца. Анания успешно исполнил одну часть своего поручения, — вручил письмо своего владельца, и получил сам в ответ письмо, в котором было сказано, что Божественному Чудотворцу надлежит оставаться в Иудее, до дня Своего вознесения на небо, но после этого, к Авгарю послан будет один из Его апостолов со спасением не только телесным, но и душевным. Другую же часть поручения — запечатлеть изображение лица Иисусова — Анания никак не мог исполнить: Божественный образ оставался превыше всех человеческих усилий, и художник никак не находил желаннаго сходства в своем изображении с великим подлинником. Конечно, для Иисуса Христа это не стало тайной, а милосердие Его не знает границ, потому, чтобы труд Анании и усердие его владыки не остались без награды, Господь сотворил очередное чудо. В присутствии художника Он умылся водою, и промокнул влажное Лицо убрусом (в разных источниках в переводе это: полотенце, плащ, платок, мантия). «И вдруг на сем убрусе со всею точностию отпечатлелся Его божественный образ, который составил драгоценнейший дар для едесскаго владельца!». По вознесении Спасителя на небо, исполнено было обещание и касательно послания Авгарю ученика. Фаддей, один из семидесяти апостолов, не только излечил его от недуга телесного, но и окрестил князя и жителей Едесса во имя Господа Иисуса, чем, конечно, спас их бессмертные души.
А нерукотворенный образ Спасителя и после смерти Авгаря долго ещё охранял этот сирийский город и его жителей от разных бед. Когда же город захватили сарацины, греческий царь Роман Багрянородный сумел выкупить, это драгоценное сокровище у эмира и перенести его в Константинополь. Произошло это событие в шестнадцатый день месяца августа (29-го по новому стилю).
В этот же день православные люди празднуют день икон Божией Матери: Фео́доровская (1239) и «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) (1904).  С давних времен почитается Феодоровская, как покровительница семейного благополучия, рождения и воспитания детей, помогающая в трудных родах. А кроме этого, Феодоровская икона Божией Матери всегда была особо почитаема среди русских правителей: ею великий князь Ярослав Всеволодович в 1239 году благословил своего сына – благоверного великого князя Александра Невского – на брак с полоцкой княжной Брячиславой, ею инокиня Марфа (в миру Ксения Романова) в 1613 году благословила на царство своего сына Михаила Романова, основателя династии, и именно эта икона сопровождала последнюю российскую императрицу Александру Феодоровну на казнь. Не менее интересна история и Порт-Артурской иконы. 

Р. S. Было время, когда я совершенно не могла ходить в храм во время больших праздников. Мне очень-очень мешали люди, пришедшие туда с целью освящения в разные дни разных продуктов: мёда, фруктов, овощей, растительного масла, яиц, куличей.. Потом я научилась не обращать на них внимания. Но с большим сочувствием в такие дни отношусь к нашим терпеливым священникам, которые рассказывая о празднике своим прихожанам, вынуждены прилагать титанические усилия, чтобы быть услышанными теми, кто пришёл в храм к Богу, а не только за Крещенской водой с шестилитровыми канистрами. И в такие моменты хочется согласиться с мыслями священника Алексия Плужникова..